ГлавнаяГлавноеКолонка главреда: Как научить российские футбольные клубы зарабатывать

Колонка главреда: Как научить российские футбольные клубы зарабатывать

Президент РПЛ Сергей Прядкин высказался о финансовой деятельности клубов.Как и за счет чего  российские футбольные клубы зарабатывают, и как это должно происходить в идеале, рассказал функционер. Кроме того, он поделился тем, что и кто мешает лиге РПЛ обогащаться и как эти проблемы решать.

Мы узнали свою аудиторию, делали это перед первыми шагами ребрендинга. Досконально знаем количество увлекающихся футболом в разных сегментах. Проблемы у нас в первую очередь с клубами нижней части таблицы.

За исключением «Уфы», может быть, все команды, зависящие от региональных бюджетов, – с ними много проблем. Мы разработали критерии для клубов: один из них – работа с фанатами, заполняемость. Мы знаем клубы, которые нас тянут, так сказать, назад.

Всегда говорил, что здорово, если бы все клубы были частными. Жалко, что сегодня нет представителей региональных клубов. Мы-то исследование разошлем в клубы, но хотелось бы руководителей регионов или лиц, курирующих спорт, сюда посадить. А то до них информация не доходит.

Сейчас два клуба задумаются о выходе в РПЛ. А с каким багажом они это будут делать, никто не думает. Думают только ведущие клубы или отдельные люди. Возможно, используем наше влияние, чтобы все руководители клубов сидели и видели такие обсуждения.

Есть шестерка клубов, которая тянет лигу. Так они и работают в таком направлении. «Рубин» сейчас чуть отстал – у них посещаемость была больше. Но это и следствие результатов. Но в некоторых регионах за праздник пойти на футбол.

Мы выделили определенный процент доходов для стимулирования клубов. Это первый шажок. Но его тоже надо пройти. У нас есть некоторые президенты, которые писали мне: это неприемлемо, как так! Не будем давать ни процента тем, кто нас тянет назад, они задумаются.

Для некоторых клубов 2 млн долларов от лиги – хорошие деньги. Так работайте! Будет у вас больше доход. А они наоборот: как стояли в 1997-м или 1998-м, так до сих пор ничего и не изменилось, кроме инфраструктуры.

Мы не остановимся и будем заставлять. А то верхи хотят, а низы нет. Пора применять жесткие санкции, и тогда все начнут думать о развитии.

У «Локомотива» перед стадионом идет шоу, которое перетекает в матч. На «Спартаке» можно отдать ребенка в детскую комнату, болельщикам тепло, у них все есть… Вот так и должно быть», – сказал Прядкин.

Послушав Прядкина, стало интересно, как и за счет чего зарабатываются деньги в футболе? Большие деньги хлынули в российский футбол в начале 2000-х. Главными инвесторами стали нефтяные и газовые «киты» и мощные монополисты. Сейчас 70 — 80 процентов доходов клубов составляют спонсорские поступления или дотации акционеров. Бизнес, известное дело, деньги на ветер не бросает, значит, интерес есть, а какой?

В Европе великие клубы не только окупают высокие расходы, но еще и неплохо зарабатывают. Во многих западных клубах важную статью доходов (в Англии — более 30 процентов бюджета) составляют средства, получаемые от продажи билетов на матчи, сезонных абонементов и футбольной атрибутики. От 20 до 50 процентов доходов они получают от телевизионных трансляций («Манчестер Юнайтед», «Челси», «Реал»-Мадрид даже имеют собственные телеканалы), остальное — поступления от рекламы и трансфера игроков. Участники Еврокубков получают еще и дополнительные бонусы.

В Испании на 20 миллионов долларов клуб не только может сводить концы с концами, но и заработать миллионов 10 за сезон. Мадридский «Реал», разумеется, в расчет не берется: по предварительным оценкам, его доходы составляют 240 миллионов евро, расходы — 190.

Вообще существуют две схемы финансирования клубов. Наиболее яркий представитель «британской» схемы — «Манчестер Юнайтед», там платятся умопомрачительные зарплаты, но клуб все равно самоокупается. Совсем иначе дела обстоят при «итальянской» схеме — долги целого ряда великих клубов («Лацио», «Рома», «Интер») зашкаливают за 250-300 миллионов евро. То есть налицо очевидная пирамида. И если где-то в этой пирамиде произойдет разрыв, а он вполне возможен в таких ситуациях, когда разгорается какой-то громкий скандал, наподобие допингового, то она может обвалиться. В России же просматриваются признаки как той, так и другой схемы.

Большинство наших клубов являются открытыми акционерными обществами. В одних АО тон задают крупные промышленно-финансовые группы, в других — частные акционеры, третьи по традиции живут за счет поддержки местных властей. Доля участия властных структур в финансировании клубов премьер-лиги в зависимости от региона колеблется от 20 до 100 процентов. Источники такого финансирования — самые разные. Где-то расходы на футбол прописаны отдельной строкой в областном или краевом бюджете, где-то на эти цели скидываются крупнейшие предприятия, где-то открыты специальные банковские счета.

Бюджет футбольного клуба, как и любой другой, состоит из доходной и расходной частей. Сразу стоит оговориться, что футбольный бизнес в нашей стране сейчас находится на такой стадии, что у всех клубов премьер-лиги бюджеты дефицитные, то есть расходы в них превышают доходы. В прошлом году некоторые клубы пытались довести окупаемость хотя бы до 50 процентов — не получилось.

Как прогнозируют аналитики Deloitte, доходы футбольных клубов в ближайшие годы будут расти за счет роста популярности этого вида спорта во всем мире. Думается, что состоявшийся этим летом ЧМ-2018 в России широко этому поспособствует, прежде всего в нашей стране.

Главный редактор портала «Желтый Спорт» Дмитрий Корнев.

No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.