В череде последних скандальных историй вокруг и внутри ФК “Спартак”, как-то относительно незаметно просквозила тема с задержаниями представителей одного из фанатских движений красно-белых и проведенных у них обысков. Как выяснилось, поводом для проведения обысков стала драка, которая произошла за сутки до дерби ЦСКА – «Спартак» еще в конце сентября. Все случилось в Москве у ресторана «Изба». По некоторым данным, сами участники тех событий в полицию не обращались. Уголовное дело все же заведено по статье 213, часть 2 – любопытно, что это та же статья, по котором проходят Александр Кокорин и Павел Мамаев.
По данным СМИ, фанатам красно-белых грозит до семи лет тюрьмы. Здесь мне хотелось бы задать вопрос читателю: Верите ли Вы в совпадения? Лично я, нет. Так вот, накануне матча Германия — Россия в Лейпциге состоялся семинар по развитию диалога между болельщиками двух стран. По некоторым данным, был затронут и вопрос о росте нарушений при поведении в России футбольных матчей — показатели после ЧМ-2018 несколько ухудшились. По одной из версий, обыски могут быть частью профилактической работы по улучшению ситуации.
Не трудно заметить, что расследование велось около месяца, а затем по 30 адресам, по которым проживают фанаты красно-белых, пришла полиция с обысками. Подробности происшедшего довольно неожиданны, учитывая невысокий общественный резонанс. Интересно, что одному из фанатов якобы спилили двери, поскольку так войти в квартиру не удавалось. К другому пришли около 15 сотрудников полиции – в квартире находились сам фанат, его жена и ребенок, а также теща и тесть. Якобы найдены шарф и футболка «Спартака».
Что мы в итоге имеем? Ребят задерживали по поводу драки, датированной 22 сентября. То есть со дня события и до момента задержания, прошло полтора месяца. Здесь все законно? Есть какой-то срок, по истечению которого проводить следственные мероприятия, в том числе обыски, уже нельзя? Но на самом деле, оперативно-следственные действия могут проводиться полтора месяца и больше с целью закрепления законодательной базы. Здесь, наверное, мы больше обращаем внимание на эмоциональное представление ситуации и думаем: «А почему это происходит сейчас?» Ведь кого-то задерживают сразу, по горячим следам, как Кокорина и Мамаева.
Уголовное дело возбудили по “тяжелой” статье УК — “хулиганство”. Зная то, как пытливо могут работать наши правоохранители, можно на «хулиганку» притянуть, но если никто друг на друга заявление не написал, то где пострадавший? Обязательно должна быть потерпевшая сторона. То есть можно возбудить дело, держать ребят, но знаете, как полагается в бойцовских клубах? Первое правило — о бойцовском клубе никому не рассказывать. Если пострадавший каким-то образом все-таки найдется, тогда да, могут иметь место последствия и привлечение к ответственности виновных.
Как же себя вести болельщикам «Спартака», которые попали в такую ситуацию? Оказывается, уже пять лет как существует проект «Стадион — наш общий дом», когда болельщик может позвонить и получить квалифицированную юридическую консультацию в режиме онлайн. Неважно, в какое время суток проходит обыск, днем или ночью. Родственники болельщика также могут обратиться к юристам, чтобы лишний раз удостовериться в соблюдении процессуальных действий со стороны сотрудников МВД. Далее, в зависимости от обстоятельств, болельщик должен заключить договор с адвокатом, чтобы тот представлял его интересы до суда и в суде.
Что делать, когда к вам нагрянули с обыском или под предлогом задержания? Главное, постараться не нервничать, позвонить в юридическую службу и проконсультироваться. Потому что даже если знаешь, как себя вести, в стрессовой ситуации можно забыть вообще обо всем. Лучше позвонить и удостовериться, какие бумаги ты подписываешь, правильно ли составлены эти документы, что вообще происходит при обыске, должны ли присутствовать понятые, и так далее. От того, как в первый момент оформлены отношения с правоохранительными органами, зависит дальнейшее развитие событий. Надеюсь, болельщики «Спартака» сделали все правильно.
Теперь возвращаемся к совпадениям. В новостных лентах мы видим следующую последовательность: сначала кто-то из болельщиков «Спартака» встречается с руководством на стадионе и обсуждает проблемы, а уже на следующий день, утром, домой к ребятам приходят оперативники. Это просто совпадение? Для кого как. Кому-то кажется, что это совпадение, а кому-то — нет. Люди на эту ситуацию смотрят по-разному. У нас пока нет объективной информации на этот счет.
Корреспондент «Желтого спорта» Артем Народный.