ГлавнаяГлавноеИ в дождь и в жару, на футбол иду…

И в дождь и в жару, на футбол иду…

Казалось бы, имидж российского футбола серьезно должен был преобразиться после проведения в стране чемпионата мира летом прошлого года. Очень высокий уровень организации турнира вместе с позитивными результатами национальной команды привлек к футболу огромный интерес. На волне этого интереса выросла и посещаемость матчей национального чемпионата.

Но, для того, чтобы эта тенденция сохранилась, необходим целый комплекс мер. Ведь средняя посещаемость Российской премьер-лиги (РПЛ) еще в сезоне-2017/18 была заметно ниже, чем в ведущих европейских чемпионатах. Стадионы у четырех команд РПЛ в среднем заполнялись на треть и ниже. А за отметку в 80 процентов средней посещаемости не вышла ни одна из команд. В то время как, например, в Великобритании этот показатель у большинства клубов превышает 90 %.

На посещаемость клубных команд в их матчах на национальном и международном уровне оказывает влияние целый комплекс факторов. И вот, казалось бы парадокс, игровые результаты команд не являются главенствующим фактором. Кроме того, опыт отдельных команд показывает, что при грамотной клубной стратегии возможно добиваться высоких цифр заполняемости стадиона даже при отсутствии данного фактора вовсе.

Результаты команды принято считать самым очевидным фактором, влияющим на посещаемость. Все выглядит логичным: чем лучше команда играет – тем больше болельщиков приходят на стадион, и наоборот. Однако практические исследования показывают, что прямой связи между уровнем игры и заполняемостью стадиона не существует.

Как мы видим, прямой зависимости между уровнем результатов команды и заполняемостью стадиона зачастую нет. Она прослеживается, в основном, у клубов-аутсайдеров, и несет в себе отрицательный тренд – команда проигрывает, и люди на футбол не ходят. Но сформировать тот же тренд, но в положительном контексте, одними результатами невозможно.
Например, серебряный призер чемпионата страны  «Локомотив»  по уровню посещаемости остался середняком, несмотря на прорыв в результатах – даже по сравнению с чемпионским сезоном. А  «Ростов» , хотя и стал в чемпионате только девятым, расположился в таблице на втором месте. Еще можно привести в пример  «Зенит»  сезона-2017/18, который в прошлом году занял первое место по посещаемости, а в турнирной таблице – только пятое.

Куда важнее результатов – сформированная фанатская база, историческая популярность клуба. Именно эти факторы позволяют оставаться на плаву и заполнять стадионы, какой бы ни был итоговый спортивный результат.

Важным компонентом является клубная билетная программа. Цена на билет является для клуба одним из ключевых факторов влияния на посещаемость стадиона. Важно, что помимо обычных билетов, болельщики имеют возможность приобретать абонементы. Во всем мире клубы крайне внимательно относятся к абонементной программе, так как это гарантированные деньги на сезон вперед, и к тому же возможность сформировать сообщество лояльных болельщиков. Абонементы также обычно удобнее для фанатов, так как дают возможность регулярно ходить на футбол за меньшие деньги.

Поскольку цены на билеты на отдельные матчи сильно варьируются, наиболее адекватным инструментом анализа ценовой политики клубов являются как раз цены на абонементы. Рассмотрим динамику цен двух наиболее популярных клубов – «Зенита» и  «Спартака» .

У «Спартака» в сезоне 2012/2013 годов минимальная стоимость абонемента составляла 3550 рублей, максимальная — 115 500. В сезоне 2018/19 годов эти цифры, соответственно, равны 7800 и 199 000 рублей (без учета скидок для постоянных болельщиков). Сезонные абонементы на игры «Зенита» сейчас стоят от 7000 до 130 000 рублей. В сезоне 2012/13 годов эти цифры составляли от 5700 до 48 000 рублей.

При этом рост цен на билеты совершенно не адекватен динамике посещаемости. Даже в 2012 году, когда цены на билеты были относительно не высоки, Россия по посещаемости была худшей в Европе. Сейчас же, даже на фоне значительного толчка после чемпионата мира и открытия новых современных стадионов, показатели несильно превышают цифры шестилетней давности.: средняя посещаемость чемпионата России-2012/13 – 13027 зрителей, а чемпионата России-2018/19 – 16801.
Более того, в сезоне-2018/19 только девяти командам из 16 представленных в РПЛ удавалось регулярно заполнять свои стадионы более, чем на половину. И только у трех клубов («Зенит», «Ростов» и  «Краснодар» ) этот показатель превышает 70 процентов. При этом сразу четыре команды находятся в районе отметки в 30 процентов и ниже, то есть в среднем на домашних матчах у них стадион заполняется лишь на треть.

Для сравнения, по ходу сезона 2017-18 годов стадионы на матчах английской премьер-лиги были заполнены в среднем на 95,43 %. Худший показатель во всей лиге (75,16%) принадлежал «Тоттенхэму», который играл на стадионе «Уэмбли» с вместимостью 90 тысяч человек. Близка по показателям к Англии и бундеслига (91,12%), и даже итальянская серия А с худшим показателем среди всех европейских лиг (62,3%) заметно опережала Россию.

Очевидно, что российским клубам не хватает гибкости в формировании билетных программ. Особенно с учетом возможного появления внутреннего паспорта болельщика и, соответственно, возможности больше знать о собственных фанатах. В европейском футболе цена абонемента зависит не только от сектора и комфортности трибуны, но и от возраста и характера деятельности самого фаната. Скажем, английский клуб «Манчестер Юнайтед» предоставляет скидки более чем в 50 процентов болельщикам старше 65 лет, а также школьникам и студентам.
Важно также, что развитая абонементная программа позволяет клубам заполнять стадион даже на матчах против не топовых соперников или откровенно проходных играх. Это резко повышает средние цифры по посещаемости и доходы клубов от продаж.

Логично, что после чемпионата мира посещаемость РПЛ выросла (в сезоне-2017/18 – 13971 зрителей, в сезоне-2018/19 – 16801). Это говорит о том, что общий положительный имидж футбола и появление новых звезд в числе игроков зачастую становятся куда важнее, чем собственно игра клуба и его политика. Ходить на футбол в России стало модно и престижно. На трибуны пришли тысячи новых болельщиков. А вот останутся они там или ограничатся одним-двумя походами – уже зависит от клубов и работников стадионов.

Характерно, что выросла посещаемость не только у РПЛ, но и низшего по статусу дивизиона – ФНЛ. Сразу три клуба из ФНЛ – «Ротор», «Нижний Новгород» и «Мордовия» – вошли в топ-15 самых посещаемых по итогам сезона-2018/19 в России. Все три клуба играют на новых стадионах, специально построенных к чемпионату мира.

Футбол конкурирует на рынке развлечений не только с другими видами спорта, но и с целыми видами досуга – от похода в кинотеатр до шоппинга. Эта ситуация усугубляется в России тем, что по цене у нас средний билет на футбол сопоставим с билетом в кино. Рядовой семейный болельщик зачастую предпочитает теплый кинотеатр, да еще в комфортное время, холодному стадиону в темное время суток, да еще и в какой-нибудь понедельник.

В этой связи необходима мощная рекламная поддержка футбольных матчей и не только со стороны клубов, но и со стороны РФС и РПЛ. Иногда складывается ощущение, что главными бенефициарами нашего футбола являются спортивные СМИ – именно они всячески работают на популяризацию отечественного футбола. Остальные участники процесса выглядят куда слабее.

При этом не нужно ничего особенного. Адекватный и отвечающий современным реалиям маркетинг в этой области может существенно поднять заполняемость стадионов.

Сложные климатические условия, недостаточно развитые билетные программы и слабый клубный маркетинг в сочетании с невысоким имиджем футбола, который существовал вплоть до этого лета 2018 года, делают задачу заполнить российские стадионы действительно сложной. Однако при условии одновременного воздействия на все перечисленные выше факторы посещаемость стадионов возможно заметно повысить.

Характерно, что ни один из факторов не может сам по себе оказать решающее влияние на рост посещаемости. Например, обладающий современным стадионом и развитым маркетингом «Локомотив» едва перевалил за 50-процентную отметку заполняемости арены.

Любой из перечисленных факторов способен по отдельности только снизить посещаемость, но никак ее не повысить. Скажем, спад спортивных результатов – это явный сигнал к падению посещаемости, как показывает опыт московского «Спартака». Но вот рост результатов, наоборот, это еще не гарантия того, что посещаемость будет расти. Отсутствие или крайне низкий уровень кэйтеринга и удобств на стадионе – губительно для посещаемости. Но само по себе строительство новых точек общепита и мест общественного пользования посещаемость не повысит.

Можно сделать вывод: для роста посещаемости необходима работа над совокупностью факторов. Причем осуществляться она может только совместно скоординированными усилиями клуба, руководства города и области, лиги и задействованных ведомств. Например, в зоне ответственности клуба находятся маркетинг, билетная программа, приобретение звездных футболистов и спортивные результаты; города и области – модернизация стадиона и создание комфортной доступной среды; лиги – формирование удобного календаря и лицензирование клубов; силовых ведомств – обеспечение безопасности.

Пожалуй, единственный фактор, на который невозможно оказать непосредственного влияния – это погодные условия. Но тут решением может стать строительство современных манежей вместимостью от 10 тысяч зрителей и перенос части матчей туда. На данный момент игры национального чемпионата в манежах проводились в исключительных случаях. Вместе с тем, при условии современного синтетического покрытия, матч в манеже не будет по качеству игры отличаться от открытого поля. В то время для болельщиков это будет абсолютно комфортно. Подобные манежи можно было бы построить в крупных городах, возможно поначалу один на несколько регионов. За исключением юга, конечно. В манежах можно проводить не только игры РПЛ, но и различные тематические шоу-мероприятия, концерты, выставки и тому подобное. А главное – появится возможность круглогодичного тренировочного процесса (важно – для детских академий) в наших непростых погодных условиях.

Обозреватель #YS Артем Народный.

No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.