Во всю гремят матчи Кубка Гагарина. Уже повылетали несколько фаворитов: ЦСКА, московское «Динамо», СКА. И вот тут очевидно занервничал главный тренер магнитогорского «Металлурга». Для его команды серия со «Спартаком» началась более чем хорошо. Уральская команда повела 2:0. Но потом соперники переехали в Москву и «Магнитка» уступила дважды. Счет сравнялся. После последней игры главный тренер магнитогорцев Андрей Разин обрушился с критикой КХЛ. Давайте разбираться.
По его мнению, ряд непоследовательных решений лиги внес путаницу в логистику, помешав уральской команде нормально подготовиться к важной игре. «Для чего мы первое место занимали на Востоке? Для чего мы задницу рвали? Чтобы вот это решение было в пользу «Спартака»?» — сказал Разин. Ключевая фраза – «в пользу «Спартака». Этими словами можно описать весь текущий сезон КХЛ.
Как считает Разин, в офисе лиги регулярно генерируются решения, выгодные исключительно столичной команде. В пример он привел то, пролоббирована новая схема плей-офф: теперь сильнейшие команды Москвы (ЦСКА, «Динамо», «Спартак») играют на вылет не между собой, а против клубов из Восточной конференции. Судейство на протяжении всего нынешнего чемпионата просто безобразное: трудно даже пересчитать все моменты, когда арбитры принимали необъективные решения, помогая все тому же «Спартаку» победить.
В тоже время пост председателя совета директоров КХЛ занимает Геннадий Тимченко. Крупный предприниматель, который является также владельцем ХК «Спартак». Очевидно, что главная руководящая должность в лиге позволяет Тимченко принимать любые решения в пользу собственного клуба. Но для чего это нужно бизнесмену?
Секрет прост – предпродажная подготовка. Есть мнение, что Тимченко планирует в текущем году продать «Спартак» структурам Владимира Потанина. Который известен как мультимиллиардер – но в нынешние непростые времена даже столь обеспеченные люди вряд ли согласятся переплачивать за убыточный клуб. Значит, требуется повышение инвестиционной привлекательности. И вот это уже задача грандиозной важности – надувать актив. Для этого требуется удачное выступление в чемпионате. Но не только. Чтобы ввести в заблуждение Потанина, используются самые разные схемы. Например, махинации с билетами. Происходят удивительные на первый взгляд вещи. В преддверии отдельных матчей с клубного сайта быстро исчезали дорогие (по 7-12 тысяч рублей) билеты, а потом они же появлялись на сайтах фирм-посредников. Обычно такие конторы продают востребованные билеты, добавляя свою наценку. Но в случае с матчами «Спартака» картина была противоположной: стоимость у перекупщиков была ниже официальной.
То есть шла массовая скупка переоцененных билетов, которые тут же «сбрасывались» для продажи уже по рыночной стоимости. По нашей информации, структуры, которые делали это себе в убыток, подконтрольны господину Тимченко и действовали в интересах своего бенефициара. Цель очевидна – искусственно завысить выручку. Чтобы баланс доходов и расходов ХК «Спартак» выглядел красивее и не отпугивал компанию «Норникель» и ее главного акционера Потанина.
А вот еще типичная махинация, характерная для рынка слияний и поглощений. Были подписаны искусственные рекламные контракты, через которые бизнес-структуры Тимченко заводили деньги в «Спартак». Показательно, что маркетологи хоккейного клуба хвастались «выручкой» от этих контрактов коллегам из других команд. Происходило это во время встреч по обмену опытом в офисе КХЛ, а вся ситуация с ростом «рекламной привлекательности» спартаковцев вызвала сомнения даже у вице-президента лиги Сергея Доброхвалова.
Любопытно, что выручка от этих соглашений выводилась из «Спартака» так же быстро, как заводилась. Искусственные договоры подряда с другими подконтрольными юрлицами, проведение закупок по завышенным ценам и прочие стандартные инструменты. И это движение средств отнюдь нельзя назвать бессмысленным, если помнить о масштабной предпродажной подготовке.