Решение ВАДА было из категории «немного предсказуемых событий». Однако же вся неотвратимость и суровость объявленных санкций все эти годы раз за разом нивелировались особенностями международной и национальной бюрократии. Поэтому едва случайным был перенос заседания ВАДА из Парижа в швейцарскую Лозанну, поближе к CAS (спортивному арбитражному суду), какая-никакая, а экономия на перелетах.
Куда важнее, чтобы в этой экономии российские спортивные чиновники не увлеклись и не сэкономили (как уже не раз бывало) на квалифицированном юридическом сопровождении. Появившееся несколько дней назад обращение Алишера Усманова к WADA (официально – как главы Международной федерации фехтования) с тем, чтобы «беспощадная борьба с допингом не превращалась в линчевание и применение новых санкций за одно и то же нарушение» внушает надежду на то, что деньги на юристов будут и потеряться деньгам не дадут.
Но основная опасность санкций антидопингового агентства – российские антисанкции. Объявленный в числе основных запрет на участие и посещение спортивных мероприятий персонализировано российскими официальными лицами (государственными служащими, правительственными чиновниками) вплотную подводит документ WADA к Акту Магнитского.
Если российский истеблишмент, как и 6 лет назад, почувствует себя уязвленным и расценит подобное отношение как личное оскорбление, то реакция выйдет далеко за пределы правового и спортивного поля. Именно поэтому, при всей заявленной строгости, в тексте документа явным образом содержатся намёк на возможный компромисс. Но пойти на этот компромисс или нет, решает уже точно не Министерство Спорта Российской Федерации.
Вот еще одно наблюдение. Крупнейшим спонсором этой алхимической артели из года в год является USADA — американский региональный офис по «борьбе с допингом». Как видим из официальных отчетов на сайте госзатрат США, этот самый офис каждый год получает по 9-9.5 миллионов долларов на свою благородную миссию.
Правда, борьба с допингом почему-то работает только в одну сторону, а в самой Америке гимнастка берет золото под амфетаминами (доктор разрешил из-за рассеянности), а норвежцы возят с собой на соревнования центнеры лекарств «от астмы». Разумеется, что «борцы с допингом» на такие случаи отвечают железобетонным аргументом: «это другое».
Обозреватель #YS Демьян Штепа.